Визуальный (наглядный) аранжировщик |
|
Домой Об аранжировке MIDI - удобный формат Visual Arranger Band in a Box | |
Visual Arranger for Winlows от фирмы Yamaha - программа для автоматической аранжировки, сочетающая в себе удобное и понятное управление и хорошие возможности Она почти не требует от пользователя музыкальных знаний. Послушайте демонстрационную песню, а также мои аранжировки Катюша и Устал я жить в родном краю (страница песен Есенина). На рисунке в Окне Песен вверху значки стилей, внизу вид готовой песни. Внизу справа Панель Управления. |
|||
В Интернете мне случайно удалось найти раннюю версию этой программы. Программа подробно описана в книге Р. Петелина, Ю. Петелина "Аранжировка на РС". - СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 1999. Краткое описание программы Окно запуска С помощью меню File можно открыть и прослушать еще десять предлагаемых авторами композиций в различных стилях. Управлять воспроизведением музыки можно с помощью кнопок Панели Управления или просто клавишей “пробела” компьютерной клавиатуры. Остановите воспроизведение и попробуйте поместить стрелку курсора на одну из забавных картинок – значок Стиля. Стрелка курсора превратится в стилизованный значок руки (он понадобится вам при составлении своих аранжировок) или в значок динамика. Щелкните этим “динамиком” по какому-нибудь значку в верхней части окна. Значок активизируется, динамик “заработает” и вы услышите через свою звуковую карту оркестрового аккомпанемента в выбранном вами стиле. Если при этом будет нажата синяя буква “I” в верхнем левом углу окна, то на появившейся информационной строке вы увидите название Стиля, вид вариаций, музыкальный размер и установленный темп. Но вначале надо настроить конфигурацию драйверов (если отсутствует звук): в меню Option выбрать команду MIDI Setup. Затем в окне диалога MIDI Setup выбрать драйвера (по существу устройства) ввода и вывода MIDI-сообщений. Также выбрать тип тон-генератора, а точнее спецификацию MIDI (обычно GM Level 1 или XG Format). Окно Песен Названия остальных папок: Dance, Ballad, Pop, Rock, R&B (Ритм-н-блюз), Jazz, Latin вряд ли потребуют перевода. Стилевую группу World можно традиционно представить, как “Музыку народов мира”. В каждой их восьми групп нам открывается по двадцать значков Стиля. Иногда забавные рисунки на них несут информацию об обозначаемых ими музыкальных жанрах, иногда это просто веселые картинки, и стиль (не прослушивая его) можно узнать с помощью информационной строки. Стили насыщенные, с пышной оркестровкой. Знатоки сразу узнают в них звучание “Ямахи”. Интересно и непривычно то, что всех стилей неожиданно много для одного инструмента. Они очень разнообразны. От нескольких вальсов (традиционный, медленный, венский, кантри, джазовый) до рэйва и рэпа. Боюсь, частенько выбор подходящего для конкретной песни стиля может оказаться не простым как раз из за такого разнообразия. Но это, как вы понимаете, недостаток наш, а не программы. Гораздо проще будет разобраться с секцией Стилевых Вариаций - белым прямоугольником с восемью разноцветными надписями в правой части Палитре Стилей. Щелкая по этим надписям, вы увидите, что цвет всех значков, в какой бы группе они не находились, меняется в зависимости от того, что вы выбираете: Вступление или Окончание, Основной Вариант А или В, или один из четырех возможных переходов – Заполнение между А и В. При выборе перехода (например, Fill in AB) программа предложит варианты: либо просто добавить один такт за тактами части А (Insert One Measure), либо заменить последний такт в части А (Replace Previous Measure). В первом случае песня увеличивается на один такт, во втором - нет. Вариантов очень много. За один раз все, пожалуй, и не прослушаешь. А ведь можно еще внутри каждого из всех 210 х 8 вариантов оркестровых стилей менять, убирать и добавлять независимо один от другого семь оркестровых голосов, можно, если позволяет ваше звуковое устройство менять ударные установки, можно, в конце концов, внутри одного произведения соединять различные стили и их вариации. И все это будет очень и очень не плохо звучать. Даже трудно себе представить какого разнообразия в аккомпанементе можно достигнуть с помощью Наглядного Аранжировщика фирмы YAMAHA. Как же начать работу по написанию партитуры с помощью Наглядного Аранжировщика? Откройте Окно Песен и стрелкой мыши, превращающейся в символ руки, вытащите из Палитры Стилей на чистое поле внизу (на Дисплей Секвенсора) значок подходящего для вашей пьесы стиля. Прежде окрасьте его в нужный цвет, то есть определите с помощью секции Стилевых Вариаций, будет это вступление или какая-то другая вариация. Если вы хотите изменить в каком-то месте своей песни вариацию или сам стиль, добавляйте новые иконки. Очень удобно делать это, дважды щелкая “рукой” по нужной иконке в Палитре Стилей. При таком способе выбранные значки попадают на Дисплей Секвенсора и автоматически последовательно соединяются слева направо. Вы видите, что звучащий значок указывается полосатой рамкой – Локатором, который во время проигрывания песни перемещается по значкам, активизируя их один за другим. Остановив воспроизведение, вы можете активизировать любой значок, перетаскивая локатор с помощью мыши или клавиш со стрелками на компьютерной клавиатуре в нужное место вашей песни. Теперь воспроизведение будет начинаться с этого места, но главное, вы сможете перейти к созданию аккордов в выбранном с помощью этого значка стиле. Окно Аккордов Таблица предлагаемых аккордов в верхней части окна будет меняться в зависимости от выбранной тональности. Тоника выбирается кнопкой вверху справа. Лад – мажор или минор – выбирается с помощью двух “солнц”, веселого и грустного. Выбор стилевой Группы в этом окне также повлияет на структуру аккордов. От простых трезвучий и септаккордов в группе World, например, до усложненных аккордов в группе Jazz. Послушайте, как они звучат, щелкая по ним “динамиком”. Окно Фразовых Клавиш Окно Микшера Работайте смело, размашисто. А теперь остановите запись и включите воспроизведение. Да, это стоит увидеть! Мы не только слышим все изменения, внесенные в звуковую картину, а и видим каждое свое действие на пульте, совершенное во время записи! Нам видно движение фэйдеров – регуляторов уровня, повороты круглых ручек, изменяющих реверберацию и панораму, переключение надписей звучащих голосов. И все это, конечно, происходит синхронно с изменением звука. Совсем недавно о таком мы только читали, словно о чуде. А теперь эти чудеса – в нашем домашнем компьютере. Подумайте, сколько удобств несет возможность записи и редактирования MIDI-музыки в реальном времени. Теперь не придется скрупулезно высчитывать, с какого такта по какой и на сколько пунктов нужно изменить тот или иной MIDI-параметр. Не придется много раз прослушивать и отвергать неудачные варианты. Теперь можно просто и артистично задавать и сохранять любые тембровые и динамические изменения в своей записи, как это делает звукорежиссер за реальным пультом. Что касается темповых изменений, то они очень легко вносятся и так же могут быть записаны в реальном времени (!) в Окне Аранжировки. Окно Аранжировки Пятая кнопка управляет очень красивой функцией: Fade-Out. Если нажать эту кнопку перед окончанием пьесы, музыка начнет плавно затихать, пока не растает совсем. А нажав последнюю, шестую кнопку, мы, наоборот, добьемся бурного окончания пьесы, резко ускорив темп. Двадцать кнопок меньшего размера, расположенные в два ряда, дают возможность одним нажатием менять все инструменты оркестра, в том числе и набор ударных, если позволяет ваш тон-генератор. Среди этих готовых оркестровок есть очень оригинальные и интересные. Даже прослушать 20 разнообразнейших вариантов оркестровки одной пьесы было бы очень поучительно. А тут есть возможность выбрать понравившийся вариант, записать его, да еще отредактировать в Окне Микшера. Если же вы захотите вернуться к своей первоначальной оркестровке – просто нажмите последнюю двадцатую кнопку. Вот мы и ознакомились с основными возможностями Наглядного Аранжировщика фирмы YAMAHA. Конечно, у него есть и другие, общие для музыкальных программ функции: вырезание, копирование и вставка любого материала. Добавление и удаление тактов, транспонирование и многое другое. Есть у него и самое важное, я бы сказал, “спасительное” во всех автоматических программах свойство – возможность сохранить свою композицию в виде стандартного MIDI-файла. Это важно и технологически: вы всегда сможете окончательно отредактировать свою музыку в программе-секвенсере по своему желанию (если знаете ноты, ввести мелодию и др.). И особенно это важно психологически. Сама возможность сказать в своем творчестве последнее слово позволяет относиться к программе и компьютеру, как к своему инструменту, всегда оставаясь его хозяином и не чувствуя зависимости от него. Во всяком случае, не больше, чем вы сами захотите. |